Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
5 марта 2024 13:48

Гегемония «китайцев», LADA без «автомата» и цены до небес: Как изменился авторынок Петербурга после двух лет санкций

Глава РОАД Подщеколдин: Средняя цена на авто в России выросла до 2,8 млн рублей
Еще недавно хватало на "Мерседес", а теперь только на китайца.

Еще недавно хватало на "Мерседес", а теперь только на китайца.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Сегодня в Петербурге поиск новой машины со ставшим уже привычным набором опций (коробка-автомат, кондиционер, подушки безопасности) может превратиться в квест.

- А у вас есть LADA на автомате? - спрашиваем у дилера отечественного автогиганта.

- Пока обещают только такую Vesta, - вздыхает продавец. - На заводе говорят, что будет через четыре-пять месяцев, но больше никакой конкретики. Одни спойлеры.

- А что можете предложить из наличия?

- Если не хотите ждать, есть та же Vesta на механике от 1,2 миллиона. За 2 миллиона - в самой топовой комплектации с кондиционером. Уедете на такой уже завтра.

Правда, хотелось бы все же забыть про педаль сцепления. Поэтому звоним китайским дилерам. У них таких машин в избытке. Самые ходовые модели есть в наличии, и даже можно выбирать цвет. Названия понемногу становятся привычными отечественному уху: Geely, Havail, Exeed, Omoda…

Если изловчиться, то можно найти и более классические варианты. Да, оказывается, в Петербурге все еще можно купить машины от сбежавших брендов. Например, отлично продается Toyota. У дилера в Петербурге есть модели Camry, которые когда-то производили в городе на Неве.

- Теперь их везут по параллельному импорту. Гарантия будет только от дилера, но вы же знаете, что Toyota не ломается, - убеждает продавец.

В 2022 году цена Camry начиналась с 2 миллионов рублей. Теперь за такую просят 4,3 миллиона. На эти деньги можно купить две Vesta, еще и на ресторан - отметить покупку - останется.

- Правда, цветов всего два: белый и черный, - возвращает с небес продавец.

В России - острый дефицит бюджетных машин.

В России - острый дефицит бюджетных машин.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

«ВСЕ ХОТЯТ НОВУЮ, НО ИДУТ ЗА СТАРОЙ»

При этом эксперты говорят, что российский авторынок возвращается к досанкционным показателям, а местами даже превышает их. Например, в январе в кредит было продано 58,4 тысячи авто. В 2022 году, до того как западные автобренды массово побежали из страны, было выдано почти 49 тысяч кредитов. Суммы кредитов тоже растут, ведь выросла и цена. Как рассказал SPB.KP.RU президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, сейчас средняя цена автомобиля в стране 2,8 миллиона рублей. Еще два года назад эта цифра была на миллион рублей меньше.

- Именно цена и определяет, что происходит на нашем рынке, - говорит Алексей Подщеколдин. – Теперь у нас эконом-сегмент - это машина до 2 миллионов. От 2 до 5 миллионов - это средний сегмент. Еще два года назад за эти деньги можно было купить новый Mercedes, а теперь только китайскую машину. Такое авто себе могут позволить люди, которые получают больше 100 тысяч рублей в месяц. Все, что выше пяти миллионов, - это уже премиум.

Проблема в том, что, несмотря на уход западных, японских и корейских автокомпаний, в среднем сегменте выбор слишком большой. Даже профессионалу легко запутаться в десятках китайских марок и моделей. А вот в сегменте «народный автомобиль» выбора нет. Там солирует только АвтоВАЗ. Еще недавно за 1,5-1,6 миллиона рублей можно было купить Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Rapid.

По словам Подщеколдина, в России каждый год, несмотря на кризисы, восемь миллионов человек покупают машины. Однако если новые не по карману, то люди ищут авто на вторичном рынке. Так вот, по соотношению продаж новых и подержанных сейчас самый большой перекос за последние годы в пользу бэушек.

- В кризисном и тяжелом 2014 году всего 35 процентов купивших авто выбрали новые машины, сейчас таких людей и вовсе 14 процентов, - говорит Алексей Подщеколдин. - Конечно, все хотят новую машину, но идут за старой. Средняя цена авто на рынке с пробегом - те самые психологические 1,6 миллиона. Люди голосуют ногами и рублем. Если бы сейчас появился хороший автомобиль на автомате за эту цену, продалось бы все. А у нас даже отечественные модели к 2 миллионам приближаются.

ЦЕНЫ НЕ ПАДАЮТ

Место брендов из недружественных стран заняли китайские компании. Россия для КНР теперь экспортный рынок № 1, но простому покупателю от этого не легче. Любая китайская машина, едва проехав границу, прибавляет в цене миллион, а то и больше. Например, из Китая к нам везут Jetta V3, это аналог популярного раньше Volkswagen Polo. На родине на наши деньги машина будет стоить 700-800 тысяч рублей, а в России дешевле 2 миллионов ее не найти. На цену влияют высокие пошлины и сборы, а еще дорогая доставка. Европейцы и корейцы снижали цены за счет локализации, но китайцам это пока неинтересно. Они хотят собирать машины у себя.

Петербургские автозаводы хотят вернуться на рынок.

Петербургские автозаводы хотят вернуться на рынок.

Фото: Олег ЗОЛОТО

ВОПРОС - РЕБРОМ

Когда заработают петербургские автозаводы?

В 2022 году в Петербурге производился каждый четвертый российский автомобиль. В этой отрасли трудились 12 тысяч человек, а бюджет получал 100 миллиардов рублей налогов. Сейчас все три петербургских завода - бывшие Hyundai, Nissan и Toyota - робко пытаются вернуться к работе.

- На полях готовой продукции «Автозавода Санкт-Петербург» (бывший Nissan) уже стоят новые Xсite. И только ленивый не писал, что это вылитые Chery Tiggo 7 Pro. На «Автомобильном заводе «АГР» (экс-Hyundai) планируют начать выпуск автомобилей весной. Возможно, это будут китайские GAC и BAIC. Секрет хранят до последнего. А бывший завод Toyota, теперь находящийся в собственности ФГУП «НАМИ», запланировал выпускать автомобили Aurus, - говорит доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге Дарья Щербакова. - Мы видим желание автопроизводителей максимально скрыть прародителя своих автомобилей за новыми марками, опасаясь вторичных санкций для компаний, решившихся работать с Россией. Однако пока речь идет о крупноузловой сборке, что не делает автомобили дешевле, чем импортные.

По словам эксперта, для возврата к прежним объемам - около 400 тысяч автомобилей в год - нужно убедить партнеров не бояться вторичных санкций. Кроме того, необходимы инвестиции, государственная поддержка и усилия, чтобы вернуть персонал.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга?

Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стало известно, как будут выглядеть Solaris, которые собирают на бывшем заводе Hyundai в Петербурге

На сайте бывшего завода Hyundai в Петербурге опубликовали фото нового Solaris (подробнее)