Премия Рунета-2020
Хабаровск
+19°
Boom metrics
Общество6 июня 2017 0:37

Лучший вертолетчик МЧС России: Мы ведем непрерывный бой за жизни людей

Корреспондент «КП-Хабаровск» встретился с лучшим пилотом вертолета госавиации России. Именно такое звание получил один из самых известных пилотов Дальнего Востока Станислав Штинов
Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Фото: Борис КОКУРИН

С ТРЕХ ЛЕТ НА «БРЕЮЩЕМ»

- Летать я начал с трех лет. Может быть и раньше, но это тот возраст, когда я точно помню, что летал на «бреющем», над полем. Я приходил на луг, представлял, что управляю вертолетом и смотрю на это море травы из кабины. Раскидывал руки и летал, - Станислав Штинов улыбается. - Я почему-то всегда знал, что буду пилотировать вертолеты. Всегда хотел этого.

Мы встретились на аэродроме Хабаровского авиаотряда. Охранник, пристально рассматривающий мои документы, услышав фамилию Штинов, подобрался и строго поправил - ударение ставьте на последний слог, так правильно.

- Проходите, Станислав Борисович вас сам встретит, его предупредили.

Высокий, подтянутый, улыбчивый и очень простой. Фуражка поднята на лоб, из-под нее смеются глаза. Светлые, с острыми зрачками. О небе и вертолетах Станислав может говорить бесконечно.

- Где остановимся? - спрашивает меня лучший вертолетчик России. - Штаб? Или...

Ну, естественно мы идем к вертолету специальной спасательной модификации Ми-8.

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Фото: Борис КОКУРИН

ДВА ДУРАКА - СИЛА

Машина стоит на летном поле, вокруг колдуют техники - авиация МЧС всегда должна быть готова к вылету. Не обращая на суету внимания, Станислав подходит к борту и поглаживает теплый дюраль ладонями.

- Соскучилась, девочка? - смеется он. - Застоялась.

- Девочка? - удивляюсь я, глядя на семитонный вертолет с четырьмя тысячами лошадок «под капотом».

- Ну конечно девочка, - объясняет пилот. - Василиса. Нежная, чуткая, мягкая, временами капризная, но, если надо, очень сильная и выносливая. Это Ми-24 - мужик. Похлопал его по борту, сказал «Привет» - можно лететь, не подведет. Он чувствует силу, ты ощущаешь мощь. Зверь-машина. Он «дурак», и ты «дурак» - как говорится, два дурака - сила. Ми-26 - корабль, Боинг 747 - пацан перед ним. Ощущение, когда ты одним легким движением руки поднимаешь с земли 56 тонн, - непередаваемые. А эту надо погладить, тогда она для тебя сделает все, что надо, и даже больше.

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Фото: Борис КОКУРИН

О вертолетах Станислав Штинов знает все. В 1987 году он окончил Сызранское высшее военное училище летчиков, служил в вертолетном полку под Хабаровском, воевал в Афганистане и Чечне, дослужился до майора - командира вертолетного звена, более 10 лет отработал летчиком-испытателем на Хабаровском авиаремонтном заводе. С 2009 года в МЧС,где получил звание полковника и должность начальника отдела авиации Дальневосточного регионального центра. Все вертолеты, которые сейчас летают на Дальнем Востоке, «доводил» именно он.

- Я все их учил летать, - объясняет Станислав. - Они, когда попадают к тебе после ремонта, новенькие, со свежей еще краской, они как дети - ничего не умеют, ничего не знают, всего боятся. «Писаются» под себя - где-то что-то подтекает. Ну, ей Богу, младенцы. Вот их вынесли из родильного зала, отдали тебе на руки, и ты шаг за шагом каждый день понемногу делаешь из них настоящих «людей». Учишь, выводишь в большую жизнь. Когда их у меня забирали заказчики, всегда провожал сам, стоял на полосе и глядел, пока не исчезнет за горизонтом.

С ВОЙНЫ НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

О войне Станислав вспоминать не любит. Хотя повоевать пришлось, и на первую свою войну - в Афганистане - он попросился сам.

- Только я прибыл в Хабаровск, женился, и тут стали формировать эскадрилью в республику Афганистан. Меня тоже включили, а потом вдруг убрали. Я пошел к командиру - тот говорит: «У тебя, молодая жена, какая тебе командировка? Сиди дома, все списки уже подписаны командующим воздушной армией». Я ему: «Разрешите обратиться к командующему». Тот только ухмыльнулся, мол, обращайся. Я нагладил парадную форму - и в ДК офицеров, там было какое-то мероприятие, на котором он присутствовал. И я к нему, сквозь всю свиту, подошел парадным шагом. Он меня выслушал и задал только один вопрос: «Зачем тебе это? Там убивают, лейтенант». Ну а как я мог отказаться? Ребята все едут туда, а я здесь отсиживаться? Ну, я у него и спросил - а как бы вы на моем месте поступили? Он помолчал, потом говорит - езжай. Затем была первая чеченская. Там каждый день для меня был, как несколько месяцев. Очень тяжелая война. С войны никто не возвращается. Кто-то приходит в «цинке», кто-то своими ногами, но душа и мозг остаются там.

Войны даром не прошли: развод с женой, депрессия, выйти из нее помогли летная работа и цикл передач о войне, которые вместе со Станиславом снимала тележурналистка Лидия Гемма.

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Фото: Предоставлено героем публикации

ЗДЕСЬ СВОЙ БОЙ - ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ

Все прошло, с женой отношения наладились, дети опять потянулись к отцу.

Через какое-то время Станислав женился вновь. Его избранница Татьяна сама служит в МЧС - в парашютно-десантной службе, мастер спорта, три с половиной тысячи прыжков.

- Я всегда очень напрягаюсь, когда вижу свою суженую с парашютом, всегда сердце замирает, - делится Станислав. – Стараюсь, чтобы летали в разных машинах. Дома-то три ребеночка. Но не всегда получается, служба есть служба. Когда случается беда, и надо лететь спасать людей, тут уже не до опасений.

Станислав в МЧС уже восемь лет. И считает, что эта работа на порядок сложнее, чем военная. Сравнивать есть с чем: за это время летчик принял участие не в одном десятке сложнейших спасательных операций. Это из крупных. «Обычных» вылетов у него - сотни.

- Спасатели всегда на войне, вот только воюют они за человеческие жизни, летать приходится в очень сложных условиях. Здесь нет слова нельзя, есть - «надо». Не сможешь прилететь - люди погибнут. Вот и выжимаешь и из себя, и из машины все возможное. На войне страшно от того, что ты можешь погибнуть, здесь - от того, что если не смог, не успел, погибнет кто-то другой. Есть такие операции, которые просто душу выворачивают. Никогда не забуду глаза деток, которых мы эвакуировали из разбившихся автобусов. Бежал к вертолету, нес на руках и молился - выживи!

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России

Фото: Предоставлено героем публикации

НАГРАДА НЕ МОЯ

У Станислава множество боевых наград, но особенно он ценит крест МЧС «За заслуги».

О том, что Станислав Штинов победил в конкурсе на получение ежегодной премии Ассоциации Вертолетной индустрии, как лучший пилот винтокрылой машины государственной авиации, в стране стало известно недавно, в конце мая. На вопрос, каково это - быть лучшим летчиком, он только пожимает плечами - почему только я лучший?

- Меня жена спрашивает: на что премию планируешь потратить? - смеется Станислав. - Сумма там вроде бы неплохая, а мы в частном доме живем - там деньги никогда не лишние, пятеро детей, опять же. Но я ей сразу сказал: прости Таня, но я на себя эти деньги тратить не буду. Накрою ребятам стол. Почему? Да потому что один ты ничего не стоишь, все твои заслуги - это заслуги прежде всего тех, кто находится рядом с тобой. Готовит твой вертолет, обеспечивает твои полеты, подставляет плечо во время спасательных операций. Так что хоть лучшим и признали меня - награда эта общая, всего нашего центра, всех ребят, которые здесь служат и ежедневно воюют за человеческие жизни.