Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество24 мая 2017 12:45

Первый президент Удмуртии: «А вы когда-нибудь косили? Только трудящийся достоин пропитания»

Неопубликованное интервью Александра Волкова «Комсомольской правде»
Даже в небольших деревнях президент досконально изучает демографию прежде чем принимать решение о строительстве садика или школы

Даже в небольших деревнях президент досконально изучает демографию прежде чем принимать решение о строительстве садика или школы

В среду, 24 мая, в Ижевске прошли похороны Александра Волкова, который руководил Удмуртией 14 лет. Александр Александрович скончался 20 мая в клинике в Германии, где проходил лечение...

У нас в архиве сохранилось интервью с этим необычным человеком - я подготовил его в августе 2013-го, но оно так и не вышло в печати - по независящим от меня причинам.

Сегодня я решил свой материал опубликовать. Посвящаю эту свою работу светлой памяти Александра Александровича Волкова - политика и человека...

«Я - профессиональный косарь, плотник и каменщик...»

Александр Волков поднял меня с первыми петухами, чтобы успеть рассказать обо всех изменениях, которые происходят на селе.

Сначала - беседа на лугу.

- ...Это будет второй укос. Его называют отавой. У нас засуха в этом году. Летом было мало дождей и с кормами большие проблемы. Трава не выросла и зерновые слабые.

- Поэтому президент Удмуртии сам взял косу и вот теперь косит?

- Дожди прошли. И тепло еще, трава пошла. Еще что-то заготовим. Удивительная погода в этом году для наших мест. Я старожил, 43 года здесь живу. И такого лета не припомню. Обычно месяц жарко, а тут - три месяца. И если бы еще дождички были, мы бы с кормами были. А без кормов молоко не произведешь.

- Александр Александрович, а я тоже попробую с вами покосить, если ноги себе не оттяпаю… Можно?

- Можно. Если раньше косили.

- Смотря в каком смысле.

- Вот! А я профессионально кошу. С десяти лет… У меня три брата и три сестры. Мать с отцом держали корову. Кормилица же! А когда дети – это правильное понимание, что детишкам надо молоко. Я и первые 20 лет, живя в Удмуртии, ездил не по югам, а всей семьей - на родину, в Брянск. Один брат - у него 8 детей - завел корову. Потом - сестра, у нее пятеро детей. Всегда было две коровы минимум. И надо было накосить травы, высушить и заготовить сено. Потом - все время что-то строили. Вот и ездил - косить, строить.

- А сейчас же у вас нет коровы?

- Нет, конечно. (смеется) Но косить могу по сей день.

- Сейчас-то зачем?

Новый детсад в селе Малая Пурга разом решает все проблемы с путевками

Новый детсад в селе Малая Пурга разом решает все проблемы с путевками

- Ну как же? Вот тянет меня к этому. Я полтора месяца назад тоже косил. А на стройках бываю почти каждый день... Я и кирпичную кладку могу сделать красивую. Да! Я хороший каменщик и хороший плотник.

- Какой разряд?

- Пятый - плотника.

- А каменщика?

- Тоже пятый. Дом, в котором живу, я выложил вместе с братьями и племянниками собственными руками. Только трудящийся достоин пропитания.

- Как вы сказали?

- Это в Библии так сказано.

- Лозунг такой, что ли, у вас?

- Это то же самое, что хлеб насущный - в поте лица. Тот, кто работает, не может плохо жить. Ну, что, пора косить. Только возьмите, дорогой журналист, правильно косу - за рукоятку снизу, а не сверху. Вот так. Пошли... Р-раз!

«Вон видите - зеленые крыши? Мы построили сто школ!»

Во время объезда удмуртских деревень

- ...Видите, деревянные дома? Они старые... Но все меньше их. Когда-то такими были большинство школ и детсадов. Стыдно было смотреть...

- Как же избавились от такого стыда?

- Вы можете не поверить, но я в отпуск беру с собой титульный список по всем объектам. Это такой талмуд, который помню наизусть. Все объекты, каждую деревню я объезжаю, вот как сейчас. И вместе с главой каждого района обсуждаю. Ездим, смотрим, определяем. Потом все это выливается в пятилетнюю программу.

- Как?

- Над ней тоже можно хихикать, как некоторые, но этот документ осознанный и проработанный. Продуманный! И который я полностью потом стараюсь реализовать.

- У вас прямо как советские пятилетки...

- Примерно так. А как без плана? Планируем по возможностям. Знаем, что мы заработаем сегодня, завтра. И как по-хозяйски использовать такие возможности. Определить приоритеты. Хаоса не должно быть. Вон, видите, зеленые крыши? Это все новые школы.

- А школ сколько?

- Только новых больше ста.

- Вы лично построили?

- При моей работе президентом. С 2000-го... И 50 восстановленных, отреконструированных. Это второе рождение школы в нашей республике, по сути. И множество новых детских садиков за это время появилось на селе. И еще девять по 190 мест мы нынче вводим. Плюс на 140, на 95 мест несколько, на 60… Всего 30 садиков на 3200 мест.

Школы, детсады, стадионы европейского уровня в райцентрах. Лыжные базы. Каждый год сельские игры на новом стадионе. Каждый год зимние сельские игры на новой лыжной базе. И такой традиции ни в одном регионе России нет.

- Кстати, вы у нас и в «Комсомолке» на пресс-конференции тоже все больше о школах, детсадах говорили. Вот я приехал, чтобы узнать, почему бы это?

- Если бы не было школ… Мы спасли деревню школами. Потом уже - стадионы, спортивные сооружения, газификация... Но, в первую очередь - школы!

Схема школы в деревне Кушья.

Схема школы в деревне Кушья.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- В чем логика?

- Логика элементарная. Вот живет в деревне молодая семья. У них ребенок. Родители утром отправляют детей в школу - в столетнюю деревяшку. И идут в поле или на ферму. О чем они будут думать? Нет, не о работе, а о том, как быстрее отсюда уехать, чтобы их дети пошли в хорошую школу и получили правильное образование.

И, исходя из этой логики, я пошел на первые свои президентские выборы в 2000-м. И в первой нашей программе (2001-й -2004-й годы) был приоритет отдан образованию. Мы строили по 10-15 школ в год вместо этих деревяшек.

Думаю, что вы только нечаянно найдете территорию в стране, где прирост населения в деревне. А у нас в прошлом году (Речь о 2012-м. - А.Г.) в деревне родилось больше, чем ушло из жизни. И больше, чем за все предыдущие годы. У нас перестали люди бежать из деревни. Остаются. В школы приезжают молодые специалисты после института. В любую деревню. Едут после окончания сельхозинститута, академии по-сегодняшнему. Мы спасли деревню. От пьянства, деградации.

Александр Александрович заботился о детях

Александр Александрович заботился о детях

- Спасенная деревня - это хорошо. А как здесь работают?

- Мы доказали и себе, и любому Фоме неверующему, что даже в таких сложных климатических условиях, как наши, можно добиваться высоких результатов. По производству молока и мяса мы сегодня в десятке лучших территорий страны. Мы производим 470 килограмм молока на жителя. Это шестой результат в России. И если в советское время у нас надой был 2600, то мы в прошлом году уже вышли на 4830. В шаге от пятитысячного рубежа. По объему производства мы перешагнули 1990-й год, в стране это был пик производства молока. Таких территорий, кто вышел на этот уровень, в стране только семь.

- Но вы вышли, наверное, благодаря не только ста школам...

- В 90-е годы, когда в селе наступила разруха, господа младореформаторы говорили, что село - это черная дыра. Тогда все больше кивали на фермеров: мол, они нас прокормят и спасут. Все это разговоры. Фермеры погоды не делают. И никогда не сделают. Там, где были модные губернаторы, которые сделали крен на фермеров, на личные подсобные хозяйства, - резко сокращается производство молока.

Кормят большие сельскохозяйственные производственные кооперативы - СПК. Мы угадали - именно их мы и создали на базе бывших колхозов. СПК производят 70 процентов молока сегодня. А 30 процентов – личные подсобные хозяйства. Люди держат корову, две. И сдают молоко.

- А как у вас нынче с мясом?

- Раз есть коровы, то есть телята, есть мясо. И по мясу у нас неплохие показатели. В 2012-м мы произвели его 165 тысяч тонн. Это еще не уровень 90-го года, тогда было 190 тысяч. Но, тем не менее, это показатель – 22 место в стране. Считаем, это уже неплохо.

- Но вот по зерну вы отстаете.

- А что делать - у нас зона рискованного земледелия. Длинная зима, отсутствие хорошей почвы. Черноземов нет. Тяжелая неплодородная почва. У нас обычно средняя урожайность зерновых - 15-17 центнеров с гектара. Это считается хорошо. В этом году и этого не будет: 13, не больше. Погода на все сильно влияет.

Александр Волков руководил Удмуртией 14 лет. Фото ТАСС/ Алексей Калач

Александр Волков руководил Удмуртией 14 лет. Фото ТАСС/ Алексей Калач

- С зарплатой как?

- Сегодня средняя зарплата по республике - тысяч 20. Но у нас есть СПК, где люди получают примерно 16-18 тысяч рублей. Это, как мы их называем, эталонные населенные пункты. Там есть и садик, и школа, и объекты культуры, спорта. И газ, и асфальт. У каждого жителя свое хозяйство, а во дворе машина. Таких сел уже много...

«Высокие надои = новый стадион +ледовый дворец»

...А вот что удалось выяснить за обеденным столом.

- Поработали? Теперь за стол. А вот и каша готовая. Можете испробовать.

- А это домашний творог, да, или сметана?

- Сметана.

- Александр Александрович, а что это за «волковская» система у вас, когда строительство новых стадионов на селе напрямую зависит от надоев молока?

- Она у нас с 2000 года.

- Не просто так строите, а…

- ...там, где лучше работают.

- О, пироги что ли? А это из чего?

- Из репы. Чисто удмуртские кушанья. Ничего нет такого, что не наше.

- (Реплика за столом) - По рюмке надо выпить сначала!

- Сколько надо надоить молока, чтобы дали денег на спорт?

- Чтобы мы построили новый стадион, то надо иметь надои выше 4 тысяч на корову. В среднем. Но это будет стадион с травяным покрытием. И с беговой дорожкой из асфальта. Если надои выше пяти тысяч, то уже и футбольное поле, и беговые дорожки - с искусственным покрытием. А глава района получает служебную машину в виде джипа. А до этого он ездил на «Волге», на «Ниве».

- И сколько на джипах теперь ездят?

- 10 человек из 25. И никто не может нарушить этот порядок.

- А он узаконенный?

- Неписаный.

- Это президент решает?

- А это такая договоренность. Она официально объявлена на совещаниях, на всех… Это все знают. И каждый председатель колхоза знает, что к нему газ придет, если у него будут надои выше, чем у других. И если он видит несправедливость, он обязательно мне напишет или задаст вопрос на совещании. А я селян собираю всех в течение года раз пять. Всех председателей СПК, глав поселений. Так что все по-честному.

- А чтобы ледовый дворец получить?

- Надо 6 тысяч литров надоить. Один такой район уже есть - 6200 надоили. И в этом году мы открываем в сентябре им спортивный комплекс. Бассейн и лед. На подходе еще четыре района.

Это здоровая конкуренция и стимул. Все родители хотят, чтобы дети их имели бассейн и ледовую арену. Не только стадион. Борются за стадион, за лыжную базу.

- А если кто-то из руководителей не будет соглашаться с такой «волковской» системой?

- Ребята, живите, как хотите, не соглашайтесь. Со стадионом и ледовой ареной мы к вам тоже придем, но только после того, когда сделаем у тех, кто работает лучше вас.

- Круто! А деньги где вы берете?

- Все в бюджете.

- Поэтому у вас и дефицит бюджета - 15 процентов?

- По закону это вполне допустимо. Мы с 2000 года принимаем этот 15-процентный дефицит. И все эти годы всегда справляемся, закрываем дополнительными доходами. И за счет работы с федеральным центром, участвуя в федеральных целевых программах, работая с Минфином, доказывая, обосновывая необходимость поддержки той или иной отрасли или той или иной программы. И все эти годы у нас все это получалось.

За время руководства Александром Волковым, в республике было построенно и восстановлено около 50 школ

За время руководства Александром Волковым, в республике было построенно и восстановлено около 50 школ

Х Х Х

- Это прямо какое-то социалистическое соревнования у вас получается…

- А что? Пусть социалистическое. Ничего обидного нет. Это стимул. Это, как сейчас модно говорить, мотивация. Я на производстве 18 лет отработал. Помните, был такой коэффициент трудового участия - КТУ? Я же производственник. Вот.

- Это вы, значит, со стройки, с завода все это привнесли сюда.

- Да...

- Все ваши необычные, даже немного странные идеи.

- Они не только мои. Теперь - общие. Зато у нас уже есть 700 объектов, которые мы построили в республике за все эти годы, за 13 лет. В октябре будет 13 лет, как я президент.

ПРОЕКТ ОТ АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА

Школа и детсад под одной крышей

- Александр Александрович, это ваш проект?

- Можно сказать и так. Моя идея. Это экономично. Потому что в актовом зале собираются два раза в месяц. Мы к залу добавляем еще сцену. Здесь, когда надо, и концерт проведут, и собрание. Можно поставить стулья или даже скамейки. А так… И потом - спортзал это не только школьный. Видите, сбоку дверь на улицу? Для населения. Вечерами сюда могут прийти позаниматься спортом жители села.

- Но, извините, детсад и школа под одной крышей - выглядит несколько странно...

- Это по-хозяйски. Детсад - там отдельный вход - от школы отделяет внутренняя перегородка. Если строить отдельно, значит, надо делать кухню и здесь, и там. Столовую. А тут - все. А кухня - общая. (Санитарные нормы соблюдены, цеха по разделке мяса, рыбы, овощей и так далее - в изолированных помещениях.) Готовят одни и те же повара. Но у детсадовцев и школьников, как и положено, - свой набор блюд, разное меню.

Игровые площадки на свежем воздухе тоже раздельные. Тут один директор всего. Называется «оптимизация». Здорово?

- И много у вас таких «личных» проектов?

- Посмотрите любой проект - там стоит у меня подпись. Все планировки я знаю.

- А чего, президент обязан это все подписывать?

- Не обязан. Для души. Если я не буду подписывать, они задубахают, допустим, детсад не на 220 мест, а на 190 мест. А потом детей придет человек триста... Я смотрю демографию на десять лет вперед. Глаз да глаз! Учет и контроль!

НА ПУСКОВОМ ОБЪЕКТЕ

«Смотрите самым вредным образом! Трясите!»

А такие диалоги удалось «подслушать» на стройплощадках...

Сначала Волков пообщался с Ринатом Музитовым, замдиректора управления «Спецстрой»...

- Садик к 1 сентября должен был быть. Успеваете?

- Нет, только к 20 сентября будет.

- Что, мощей (видимо, речь идет о мощностях. - А.Г.) своих не хватило?

- Полы первого этажа садятся. Пошла осадка где-то в 20 сантиметров. Я так предполагаю, что в основание песок засыпали.

- Песок на 20 сантиметров в жизнь не сядет!

- Есть подозрение, что подморозили изначально основание.

- Вот дело другое. Проморозили. Или засыпали обыкновенным грунтом.

- Песок у нас…

- Тромбуйте!

- Вскрыли, тромбовали. По-новому залили. Сейчас…

Волков (обращается к зав. детсадом Ольге Агафоновой):

- Пока они все здесь, вы, Ольга Вячеславовна, самым вредным образом смотрите. Прошли дожди, - пробежали, чтобы крыша не текла. Смотрите всю отделку. Потом вам эксплуатировать. И все вы жестко… Трясите.

20-го числа он будет готов, чтобы передать вам ключ. У вас к 20-му должны быть готовы все дети, стоять все кроватки. Висеть занавески. И 21-го строим детей и - в садик. Хорошо? И не забудьте пригласить на новоселье.

ЛОЗУНГ ДНЯ

«Надо пятилетку расписать по населенным пунктам!»

Президент Волков и депутат законодательного собрания Удмуртии Софья Широбокова говорили, как обычно, по душам. Вот диктофонная запись...

- Александр Александрович, у этой деревни очень богатая история. Ее жители чтят традиции и очень хотят, чтобы сюда вернулись дети и внуки, которые уехали в город.

- Это стремление поддержим.

- И еще. Мы очень надеемся, что газ в наши передовые фермы Удмурт-Лозинскую и Чемношурскую все же придет.

- Газ, конечно, придет. В следующей программе мы обязательно его реализуем. Но вы, думаю, понимаете, что тащить сюда надо не один километр, а 20. И каждый километр - пару миллионов рублей. Так что это…

- Хотя бы на следующий год пришел бы газ.

- Софья Рифатовна!

- Молчу.

- Не нервируйте вы меня! В какой населенный пункт сначала делать газ, это - есть кому… Программа районная есть. Вы тогда сами распишите, чтобы народ ориентировался на время. Чтобы не просто - одна, другая ферма. Надо пятилетку расписать по населенным пунктам. Мы свои финансовые ресурсы, 300-400 миллионов выделяем несмотря ни на что. И плюс примерно 300 миллионов нам Газпром дает. Деньги будут. Мы вам их отдадим.

- Будем надеяться.

- И будем заниматься газом. Хорошо?

- Отлично. Спасибо.

ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ

«...А дороги киркуют»

Разговор в машине, движущейся по разбитой трассе.

- Вас критикуют?

- Конечно. Не бывает губернатора или президента без недостатков.

- Вот вы в чем не дорабатываете?

- Если не дорабатываем, то от недостатка ресурсов на то, во что их - вот край! - надо вкладывать. Например, в плохие дороги. Видите, как едем? Она проезжая дорога?

- Не совсем. Колдобины. Но едем.

- Кто виноват?

- Но ведь вы же строитель…

- Ну как я?... Валерий Александрович Прохоров (он как раз сидит рядом. - А.Г.)- глава района…

- Он виноват?

- Нет. Виноватого искать проще всего. Виноват 91-й год. И на эту тему, если выпить по рюмке, я с вами готов разговаривать очень долго.

- Я не пьющий. Меня у вас здесь уже спрашивали, что я употребляю? Я сказал: ничего.

- Я и на трезвую голову поговорю. В 90-м Валерий Александрович работал в строительной военной организации, они строили и дороги тоже.

И военные в 90-м построили 100 километров асфальтовых дорог. Естественно, была создана для этого база, асфальто-бетонные узлы... В Удмуртии в год строилось 300 километров асфальтовых дорог - за счет Дорожного фонда и военных. А последние 20 лет мы строили 10-20 километров, а не 300. И последние годы у нас вообще не было дорожного фонда...

- Вот опять плохая дорога пошла.

- Она пока проезжая.

- Терпимо еще? Ведь колдобины!

- Терпимо. А многие киркуют...

- Это как?

- Разбивают асфальт и делают дорогу как бы грунтовой. Потому что она, в конечном итоге, такой и получается. Так вот, некоторые умники пришли к выводу, что дорожный фонд – это издержки советского времени. В цивилизованном мире дорожного фонда нет. И его кончили. И у нас вообще не было денег на дороги. Даже на содержание. И только три года назад восстановили дорожный фонд. И если он был три года назад миллиард двести, то сегодня уже 4 миллиарда. Согласитесь, большая разница.

- Значит, будете дорогами заниматься?

- Делаем уже. Мы сейчас за три года, как появился дорожный фонд, сделали 180 километров с учетом этого года. Они были грунтовыми, у них не было правильной насыпи, инженерных сооружений, труб, переходов. А сейчас она сделана правильно. Но покрытие пока гравийное. Но она уже считается дорогой с твердым покрытием. Она всегда проезжая. И выполнить надо задачу – продолжать содержать асфальтовые существующие, чтобы привести в порядок. И гравийные сделать асфальтовыми. На это полтора десятка лет надо, как не популярно это будет звучать.

- А то мы ехали - ужасные дороги…

КСТАТИ

...И про картошку

- Александр Александрович, а вы сами для себя картошку выращиваете?

- Да, сам. Для всей нашей семьи.

- А участок большой?

- Две сотки.

- Для политиков это большая редкость. Борис Николаевич Ельцин в свое время нам рассказывал: «Мешок картошки посажу, мешок - выкопаю».

- Я сажаю больше, чем мешок. Десять ведер 10-литровых. И выкапываю 70-80. На зиму - со своей картошкой. У меня и свекла своя, и морковка, и помидоры, и огурцы соленные.

- Зачем вам? Вы же президент. Вам все дадут.

- Кто мне даст? И, потом, что дадут? А тут… Я вас угощу своей картошкой. Пальчики оближешь. (Правда, так и не угостил. - А. Г.) А помидоры у меня какие! Я зашел в теплицу, сорвал… Приезжаю с работы, у меня царский ужин. Пару помидор, тройка огурцов, картошка свежая. И все. Я поужинал. Балдеж, а не ужин. Вкуснятина. И живот не растет.