Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика11 апреля 2017 8:01

Как незалежная хотела высадить десант в Крыму в 2014-м

Многие украинские и западные политики до сих пор попрекают киевских стартегов за то, что не предотвратили «захват полуострова» россиянами три года назад
Виктор Муженко в интервью "Украинской правде" решил подлатать свое дырявое реноме. Фото: DPA/TASS

Виктор Муженко в интервью "Украинской правде" решил подлатать свое дырявое реноме. Фото: DPA/TASS

Недавно президент США Дональд Трамп подпел этому хору критиков - мол, украинским военачальникам тогда надо было действовать жестче и решительней. Теперь полководцы с берегов Днепра вынуждены оправдываться перед новым большим боссом с берегов Потомака.

Вот и начальник Генштаба вооруженных сил Украины, генерал Виктор Муженко в интервью "Украинской правде" решил подлатать свое дырявое реноме. Он заявил о намерении высадить десант в Крыму в марте 2014-го, чтобы помешать референдуму о воссоединении полуострова с Россией.

И это не единственная сенсационная откровенность генерала. Муженко (он был в то время заместителем начальника Генштаба) сообщил также, что узнал о присутствии дополнительного контингента российских военных в Крыму, когда находился вместе с замминистра обороны Александром Олейником в Брюсселе на заседании Военного комитета Украина-НАТО. Обратите внимание: эту стратегическую информацию украинские золотопогонники получили не от своей, а от иностранной разведки. Это о многом говорит.

И что же было дальше? А дальше, по словам Муженко, он прилетел в Киев поздно вечером 27-го февраля. А 1 марта вместе с замначальника Главного оперативного управления генералом Виктором Назаровым разработал военную спецоперацию (к тому времени российский Генштаб уже почти полностью завершил переброску «дополнительного контингента» наших войск в Крым, что абсолютно не противоречило харьковским договоренностям 2010 года).

Но какой же план операции предложил украинскому руководству Муженко? По его замыслу, украинские десантники должны были высадиться на полуострове и захватить аэродромы. А затем планировалось усилить находящиеся на полуострове украинские части. «Мы намеревались перехватить узкий перешеек между самим Крымом и Керченским полуостровом силами подразделений 95-й бригады. Предполагалось усилить эту же группировку 1-м батальоном морской пехоты, который находится в Феодосии, и перевести туда же 501-й батальон, который тогда дислоцировался в Керчи", - рассказал Муженко.

Тут масса любопытнейших деталей. Украинский Генштаб, например, планировал перебросить боевую технику и два батальона на помощь подразделениям 36-й бригады береговой обороны - те уже вышли на Ангарский полигон под Симферополем. Танковый механизированный батальон должен был перекрыть шоссе Севастополь-Симферополь, а горно-пехотный батальон - заблокировать трассу Ялта-Симферополь на Ангарском перевале.

Но что помешало исполнению наполеоновских планов?

Тот же Муженко объясняет: 1 марта проходило заседание СНБО. Поздно вечером оттуда вернулись министр обороны Игорь Тенюх и начальник Генштаба Михаил Куцин. Вскоре первый замначальника Генштаба генерал-полковник Воробьев сообщил Муженко и другим генералам: «Поступил приказ «Всем стой!».

Муженко доложил Воробьеву, что самолеты с десантом «были уже отправлены в соответствии с подписанным им у начальника Генштаба Куцина распоряжением». Но Куцин тогда заявил, что... ничего не подписывал.

Муженко считает это ложью и признается: «Распоряжения, подписанные рукой начальника Генштаба генерала Михаила Куцина, до сих пор хранятся в папке под грифом "секретно".

Из этого можно сделать вывод, что среди первых лиц Гештаба Украины в тот момент был серьезный раздрай.

Но почему была остановлена операция?

Муженко считает, что такое решение было принято на заседании СНБО. "Если нет политического решения, военные такие решения не принимают", - объяснил он. И раскрыл еще одну любопытную деталь: операцию планировалось провести под легендой учений "Весенний ливень-2014".

Остается только добавить, что если бы такая операция началась, то она могла привести не только к срыву референдума, но и к войне на полуострове. Потому что в украинские войска в Крыму поступил приказ министра обороны незалежной, разрешающий открывать огонь на поражение. Но под давлением крымских ополченцев из отрядов самообороны (за спиной которых столяи наши «вежливые люди») украинским комнадирам хватило благоразумия не выполнять этот приказ.

В противном случае «Весенний ливень» превратился бы в кровавый.