Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+10°
Boom metrics
Общество30 января 2017 15:16

Засекреченная трагедия: 200 пассажиров корабля погибли на Волге в 1949 году

Чтобы сохранить ЧП в тайне, спецслужбы заставили хоронить умерших в разные дни. И только сейчас стали известны чудовищные подробности катастрофы [фото, видео]
Борчанин Владимир Сторожев чудом выжил 7 октября 1949 года. Сегодня он впервые за долгие годы пришел на место трагедии.

Борчанин Владимир Сторожев чудом выжил 7 октября 1949 года. Сегодня он впервые за долгие годы пришел на место трагедии.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Город Горький, 7 октября 1949 года, три часа дня. Погода отвратительная, по реке плывет шуга – рыхлая снежная каша. «Температура воздуха – около нуля градусов. Скорость порывов северо-западного ветра достигает 12-17 метров в секунду. Идет снег, на дорогах – гололед, - так охарактеризовал погоду в тот день Горьковский гидрометцентр».

Пора бы уже закрывать навигацию, но тогда связь между Горьким и Бором прервется надолго – моста нет, прочный лед, по которому можно ходить пешком, встанет нескоро. Поэтому снова и снова выходит в рейс маленький «фильянчик» - небольшой пароходик финского производства, оставшийся в городе после Всероссийской выставки 1896 года. Для жителей маленького Бора он – связующая нить с большой землей. Бор и статус города-то приобрел совсем недавно, а в Горьком – университеты, рынки, хорошая работа. Без Горького не прожить. Вот и сейчас в ожидании обратного рейса на Бор на пристани столпились десятки студентов, рабочих, молочниц. Пароходик, как назло, немного опаздывает Билеты давно закончились, мест нет, но ждать следующего никто не хочет. Вот он, наконец! Черт с ними, с билетами – молодежь запрыгивает в отплывающий баркас. На палубе уже яблоку негде упасть, а борт поднимается над водой всего сантиметров на 15. Родной берег – вон он, совсем рядом, как-нибудь переплывем.

Не переплыли. До пристани осталось всего 500 метров, когда «фильянчик» столкнулся с пустым грузовым теплоходом «Чувашия», идущим наперерез. Течение и ветер создали дополнительное притяжение, капитаны не рассчитали дистанцию, и «Чувашия» толкнула баркас в бок. «Фильянчик» моментально опрокинулся и начал тонуть. А баржа продолжила движение – экипаж, по-видимому, даже не заметил, что произошла катастрофа.

Недалеко от этого берега «фильянчик» столкнулся с грузовым теплоходом «Чувашия».

Недалеко от этого берега «фильянчик» столкнулся с грузовым теплоходом «Чувашия».

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Все концы в воду

Но в СССР было принято сообщать только хорошие новости. Даже об аварии на Чернобыльской АЭС первое сообщение в СМИ появилось лишь на вторые сутки после катастрофы, когда утаивать уже было невозможно. Но предать забвению трагедию на Волге ничто не помешало.

- Если пролистать газеты за 1949 год, мы не найдем ни одного упоминания об аварии, - демонстрирует подшивку внушительной толщины руководитель архивного отдела администрации городского округа города Бор Екатерина Никанова. – В местной газете «Сталинец» в те дни на передовицах были статьи об успехах сельского хозяйства, новости страны и мира, отчеты о подготовке к 7 ноября и к 70-летию Сталина…

В газетах за 1949 год нет ни одного упоминания об аварии.

В газетах за 1949 год нет ни одного упоминания об аварии.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Лишь в прошлом году появилась информация о трагедии. Причем произошло это случайно – в руки Екатерины Никановой попали две пожелтевшие от времени папочки с какими-то заявлениями и списками фамилий.

- На первый взгляд, ничего интересного там не было, но почему-то я решила вчитаться. И ахнула – оказалось, это документы той самой трагедии, которая для борчан давно стала легендой, передающейся из уст в уста. Местные жители, конечно, между собой обсуждали, что такой случай был – но никто не знал, что стало его причиной и сколько человек погибло, - рассказывает Екатерина.

Руководитель архивного отдела администрации городского округа Бор Екатерина Никанова совершенно случайно обнаружила документы по трагедии.

Руководитель архивного отдела администрации городского округа Бор Екатерина Никанова совершенно случайно обнаружила документы по трагедии.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Об ответственности виновных в трагедии – капитана и экипажа судна – в документах сказано скупо: «Приговорены к 10 годам лишения свободы». Но сами уголовные дела не сохранились ни в одном из архивов силовых ведомств региона. Наказание понесла и команда «Чувашии» - те же десять лет лишения свободы. По некоторым данным, они просто были настолько пьяны, что даже не понимали, что происходит…

- В городе даже не стали объявлять официальный траур. Хотя трагедия так или иначе задела почти каждую семью. Гробы поначалу несли буквально один за другим по улице Интернациональной на только что открывшееся Мало-Пикинское кладбище. Потом местные чиновники настоятельно порекомендовали родственникам погибших хоронить своих в разные дни, чтобы не нагнетать панику, - объясняет Екатерина Никанова. – И даты на могилах стали ставить другие – не 7 октября, а 8-е или даже 9-е.

«Нас не спасут»

Сколько людей было тогда на судне, до сих пор неизвестно. По официальной информации, на тот рейс был продан 171 билет. При грузоподъемности 220 человек – вполне нормально. Только вот все очевидцы в один голос твердят: баркас был переполнен!

- Мне тогда было 19 лет, я училась в медицинском институте. Сидела в тот день на пристани, читала учебник по анатомии. Мимо пробежали знакомые с Бора: «Чего сидишь, пароход отправляется!». Хотела пойти внутрь каюты, но там началась перепалка, и я решила, что лучше уж постою на улице. Хоть погода была и отвратительная, я спряталась от ветра за каким-то мужчиной с большой фанеркой, - вспоминает жительница Бора Вера Булыгина.

- Я учился тогда в авиационном техникуме на площади Горького. Мы закончили учебу и поехали с другом, Юрием Панявиным, домой на Бор. Когда мы пришли, пароход уже отходил. Мы запрыгнули последними – как раз на ту самую сторону, которая опрокинулась, - рассказывает борчанин Владимир Сторожев. – Юрий тогда еще сказал: «А что было бы, если бы пароход перевернулся?». И буквально через несколько минут после этой фразы это произошло. Юрий не выплыл, кстати – его тело лишь на следующий год нашли. Многие решили самостоятельно добраться до берега – казалось, что он совсем рядом. Но большинство из них умирали в ледяной воде, не успев выбраться на сушу.

Владимир Иванович Сторожев - один из немногих пассажиров, которому удалось спастись.

Владимир Иванович Сторожев - один из немногих пассажиров, которому удалось спастись.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

- Я была в бобриковом пальто, белом платке, сапогах «Прощай, молодость», а в руках держала портфель с лекциями, - продолжает Вера Ивановна. – И вдруг – я даже не поняла, как это произошло – оказалась в воде. Кругом – люди, люди, очень много людей… Помню, рядом со мной были две женщины в плюшевых телогрейках, они все твердили: «Нас не спасут». А потом я потеряла сознание. Очнулась уже на пароходе «Куйбышев» - стоит передо мной парень в очках и говорит: «Делай гимнастику». А я встаю и зубами щелкаю. И портфель все из рук не выпускаю. Я вся была в мазуте. Но в баню я не пошла, побежала сразу домой. Прибегаю, хозяйка квартиры мне открыла да и охнула.

- Мы оказались под водой первыми. Помню, сначала стоим по колено в воде – потом удар в голову – потом я очнулся, когда мои ноги уже касались дна. Я оттолкнулся, стал выплывать, а наверху – люди. Попытался вырваться на поверхность, но кто-то опять потащил меня на дно. Я отбился, опять попытался выплыть, опять схватили… Так я курсировал три раза. Наконец, выплыл, ухватился за борт фильянчика, прокричал тем, кто на нем был: «Вытащите, помогите!» Но от меня шарахнулись, - грустно улыбается Владимир Сторожев. – Меня спас рейсовый пароход «Дмитров». Мы спустились в трюм, и там картина была ужасная. У некоторых было совершенно не видать лица – сплошь кровавое месиво. Кто как ведь падал.

Вера Булыгина в 1949 году была студентой и также добиралась из Горького до Бора на «фильянчик».

Вера Булыгина в 1949 году была студентой и также добиралась из Горького до Бора на «фильянчик».

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

«Просим Вас принять действенные меры»

- На пароходике было очень много студентов – три девочки из торгового техникума, три человека из медицинского института, из педагогического, из института иностранных языков, - рассказывает Екатерина Никанова. – Погибали и целые семьи. Например, семья Слоевых лишилась обоих родителей, Павел Степанович и Галина Демидовна погибли при крушении баркаса, и у них остались пятеро детей. Только благодаря тому, что старшему брату уже исполнилось 19, ему разрешили стать опекуном для остальных ребят и не отправили их в детский дом.

Новость о случившемся быстро разлетелась по всему городу. На берегу стояли грузовые машины, которые забирали всех, кто был жив, и увозили в ближайшую баню, чтобы отмыть от мазута и отогреть. Все суда, находившиеся неподалеку от места происшествия, бросились на помощь. Больше всего спас теплоход «Валерьян Куйбышев» - на него подобрали 70 человек, на теплоход «Стрежень» подняли 17 человек, на «Стремительный» - 10 человек. А вот та самая баржа «Чувашия» приняла на борт лишь одного человека, унесенного течением.

Галина и Павел Слоевы погибли, у них остались сиротами пятеро детей. Фото: архивный отдел администрации городского округа города Бор.

Галина и Павел Слоевы погибли, у них остались сиротами пятеро детей. Фото: архивный отдел администрации городского округа города Бор.

- Наши родители и дети до сего времени не найдены, и никаких сведений о них не поступает. Этому уже второй месяц, - писали многие родные погибших начальнику водного отдела Министерства государственной безопасности на транспорте. - И у нас возникает сомнение, что по сроку давности крушения управление пароходства этим делом не занимается. Мы, родители и родственники, просим Вас воздействовать на управление Верхне-Волжского пароходства города Горького, чтобы они приняли все меры к розыску утопших в последние дни осеннего сезона. Есть слухи, что, может быть, трупы подбиты к баржам, стоявшим ниже города Горького, и плотам, которые находятся на Волге у Печер и Подновья. Просим Вас принять действенные меры.

Местные слышали о трагедии 1949 года, но ни о ее причинах, ни о жертвах точных сведений не было.

Местные слышали о трагедии 1949 года, но ни о ее причинах, ни о жертвах точных сведений не было.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

- Знакомый нашей семьи, занимавшийся подъемом затонувшего пароходика, рассказывал потом, что в трюме были найдены тела около 200 человек, - рассказал «Комсомолке» Владимир Сторожев. – Только вот официально об этом нигде не сообщали – наверное, не хотели признавать, что катер был настолько перегружен… Мне с тех пор вся родня говорит, что я в рубашке родился. И, пожалуй, они правы. Жизнь после этого случая пошла своим чередом, вырастили мы с женой и детей, и внуков, сейчас отдыхаем на пенсии. Конечно, каждый год поминаем погибших, свечки за них ставим. Мечтаем установить хотя бы какую-нибудь табличку в память. Теперь уже и открыто можно об этом говорить, не как в 50-ые. Только вот на пристань приходим редко, если только по большой необходимости. Там же до сих паромная переправа на том же месте...

Эти документы долго были засекречены.

Эти документы долго были засекречены.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Для маленького городка это была, наверное, самая страшная трагедия за всю историю.

Для маленького городка это была, наверное, самая страшная трагедия за всю историю.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

ОФИЦИАЛЬНО

Большинству из родственников погибших после катастрофы выделили единовременную материальную помощь - от 1000 до 1500 рублей. По тем временам это - примерно две средние зарплаты. Некоторым семьям, оставшимся без кормильцев, назначили ежемесячные пенсиии, однако это не касалось тех, кто и так уже получал пенсию после гибели на фронте главы семьи.

«Комсомольская правда» благодарит за помощь в подготовке материала руководителя архивного отдела администрации городского округа города Бор Екатерину Никанову, ГКУ Центральный архив Нижегородской области и ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС».