Премия Рунета-2020
Казань
+13°
Boom metrics
Общество6 августа 2016 18:10

Как я мешала спасателям во время работы

Необычная роль для корреспондента "КП-Казань" в спасательной операции МЧС [фото и видео]
Спасатели провели учения по стандарту Инсараг

Спасатели провели учения по стандарту Инсараг

Фото: Лика ИСАЕВА

- А не хочешь ли ты в субботу написать материал, который ты никогда не писала? –даже по телефону было услышно, как хитро прищуривается начальник пресс-службы МЧС Татарстана Андрей Родыгин. – И назовем мы его «Как я мешала работать спасателям».

Я? Мешала спасателям? Да вы что! С моим опытом работы, да еще с сертификатом от Минобороны России как журналисту, прошедшему подготовку на курсах «Бастион» на Чебаркульском полигоне МО России! Родыгин, да как у тебя язык повернулся?

- Понимаешь, у нас пройдут масштабные учения по ликвидации ЧС при возникновении катастроф и стихийных бедствий по международным стандартам Инсараг, - не обращая внимания на моё возмущение, продолжил Андрей. – Среди факторов неожиданности и вводных есть и работа с надоедающими журналистами. Берешься? Типа ты будешь мешать им работать. Понарошку.

- Включи «режим куратора», - напутствовали меня коллеги, вспоминая свой опыт работы с руководством головного офиса.

ЧЕГО ЭТО ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ, А?

- Что у вас тут происходит? – огляделась я на завалах бывшего завода, как нельзя больше подходящего для легенды о произошедшем в Казани землетрясении в 5-7 баллов и последующем взрыве на производстве после него, развалившем флагман городского производства.

Лагерь спасателей.

Лагерь спасателей.

Фото: Лика ИСАЕВА

На приветственные жесты уже знакомых спасателей пришлось реагировать отчуждено, я же все-таки играю роль въедливого журналиста.

Итак, взрыв разрушил завод. Под завалами – люди. Живые и мертвые. Кто-то ранен, кто-то просто оглушен и не может выбраться из плена бетонных перекрытий, сложившихся словно карточные домики. Спасатели должны их найти и доставить в безопасное место. Попутно оказать первую медпомощь, до того, как ранеными займутся врачи

- Я бригадир, у меня в цехе люди остались, - «выжившая» напрочь отказалась читать карту, жалуясь на топографический кретинизм, и порываясь лично показать «это место».

Я вам сама покажу, где их завалило!

Я вам сама покажу, где их завалило!

Фото: Лика ИСАЕВА

Нельзя, не пустили. По планам завода примерно определили точку, где раньше стоял цех, а теперь только груда кирпичей.

Разбор карты местности

Разбор карты местности

Фото: Лика ИСАЕВА

Группу спасателей отправили на поиски пострадавших.

Бен отправился на работу.

Бен отправился на работу.

Фото: Лика ИСАЕВА

НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ

Стандарты Инсараг – международные, и правила там прописаны строгие. Спасатели отправляются на осмотр места и поиски пострадавших только после того, как территорию осмотрят кинологи. Метис лабрадора и бельгийской овчарки Бен так усердно искал раненного, что забежал по наружной лестнице на второй этаж одного из цехов. Спасатель отправился вслед за ним.

Бен во время работы.

Бен во время работы.

Фото: Лика ИСАЕВА

- Передайте кинологу, что они погибли, - равнодушно бросил судья, отвернувшись от здания. На войне, как на войне! Потери бывают и среди тех, кто идет на помощь. Правда, потом Бен с кинологом «ожили» - вводную откорректировали, «обрушив» только наружную лестницу.

Эвакуация Бена.

Эвакуация Бена.

Фото: Лика ИСАЕВА

Дуэт – человека и собаку, эвакуировали по воздуху. Бен усиленно сопротивлялся, не желая оставлять твердь. «Спасли» принудительно – упаковали в шлейку и на веревке передали вниз.

Бен сопротивлялся.

Бен сопротивлялся.

Фото: Лика ИСАЕВА

ИСПЫТАНИЕ ОТ ПРЕССЫ

- У нас тут «двухсотый» на столбе, - послышалось из рации. «Двухсотый» - это погибший (соответственно, «трехсотый» - раненый, прим. авт.).

Электрик на столбе.

Электрик на столбе.

Фото: Лика ИСАЕВА

«Не повезло» электрику завода – он погиб от удара током. Тело – деревянный Буратино с конечностями на шарнирах, висело рядом с проводом высокого напряжения. Со всеми предосторожностями сняли и почтили память секундой молчания.

Снятие тела.

Снятие тела.

Фото: Лика ИСАЕВА

- У нас тут двое, один без сознания, нужны носилки, - прохрипела рация, и спасатели рванули дальше в катакомбы.

Мы нашли раненого!

Мы нашли раненого!

Фото: Лика ИСАЕВА

Транспортировка раненого.

Транспортировка раненого.

Фото: Лика ИСАЕВА

Вспомнив, ради чего я тут, отправилась искать ответственного за всё это.

Роман Филатов (в белой каске).

Роман Филатов (в белой каске).

Фото: Лика ИСАЕВА

- Спасатель Роман Филатов, - представился ответственный, изучив моё удостоверение представителя прессы.

Вопросы посыпались как горох из ведра: «Что происходит, кто позволил, как долго ехали, почему тут работают спасатели без классности (свои умения каждый спасатель подтверждает во время экзаменов на профпригодность с присуждением классности. Высшая – Спасатель международного класса, прим. авт.), как учатся на спасателя и сколько это стоит российскому бюджету, какой породы спасательные собаки, и где их берут». Как и просили – цеплялась за ответы, выворачивала их в нужном мне ключе и выводила из себя вежливого Филатова.

- Если у Вас больше нет вопросов, позвольте мне приступить к дальнейшей работе, - несколько раз пытался отделаться от меня спасатель.

- Нет, позвольте, я еще не все узнала, - и отвлекала дальше. Честно говоря, было стыдно задавать некоторые вопросы, но ведь учения приближены к реальности, а мой брат-журналист порой способен удивить и друг друга.

- А как быть, если у Вас все спасатели – мужчины, а пострадавшая – женщина-мусульманка, - ввернула я контрольный вопрос-выстрел, поймав одобрительный взгляд руководителя пресс-службы МЧС Татарстана. – По канонам ислама чужой мужчина не может ее касаться!

Ответ «Стараемся убедить родственников, что это только ради жизни и здоровья», не впечатлил. Есть повод, где и как потренироваться при общении с прессой.

СКУЧНО БУДЕТ - ПРИХОДИ НОЧЬЮ

- Обедать не желаете? – улыбнулся кашевар. Все эти учения рассчитаны на целый день, и даже ночью пройдут занятия. Так что лагерь спасатели разбили для себя с удобствами: кухня, палатка для отдыха, даже саузел. Собак разместили в тени – им еще несколько часов работать, напарников беречь надо.

Походная кухня.

Походная кухня.

Фото: Лика ИСАЕВА

Обед для спасателей.

Обед для спасателей.

Фото: Лика ИСАЕВА

Удобства

Удобства

Фото: Лика ИСАЕВА

- Спасибо, что помогла, - провожал Родыгин. – Скучно будет ночью, приезжай. Тут мародеры будут, обезумевшая толпа родственников, пропавший в катакомбах спасатель, утечка опасных веществ. Все, как в жизни.

СПРАВКА «КП»

ИНСАРАГ — это сообщество стран и организаций, специализирующихся на проведении поисково-спасательных операций в разрушенных зданиях, а также стран, подверженных стихийным бедствиям. ИНСАРАГ была создана в 1991 году по инициативе международных поисково-спасательных отрядов, которые участвовали в реагировании на землетрясение в Армении 1988 года и осознали, что проведение поисково-спасательных работ в районах крупномасштабных катастроф невозможно без общей координации и использования единой методики.

Все, как на самом деле, даже "скорая"

Все, как на самом деле, даже "скорая"

Фото: Лика ИСАЕВА

В результате экспертами в области международного реагирования стран-участниц ИНСАРАГ было разработано Руководство ИНСАРАГ, которое было признано Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2002 года №57/150 как стандарт международного уровня. Соответственно, были сформированы и критерии к поисково-спасательным отрядам легкого, среднего и тяжелого класса, которые легли в основу системы аттестации отрядов. Такими критериями являются:

- высокий профессионализм в сфере проведения поисково-спасательных работ;

- знание международных стандартов ИНСАРАГ;

- готовность вылететь в пострадавший регион в течение 10 часов с момента получения информации о чрезвычайной ситуации;

- готовность автономно работать на месте ЧС в течение 10 суток в круглосуточном режиме на одном участке — для среднего отряда, на двух участках одновременно — для тяжелого отряда;

- выездной состав не менее 38 человек для отряда среднего класса и не менее 55 человек для отряда тяжелого класса;

- наличие персонала свободно владеющего английским языком;

- наличие специализированного оборудования, позволяющего проводить поиск людей под завалами разрушенных зданий, а также резать и пробивать усиленные бетонные конструкции толщиной до 300 мм;

- наличие средств спутниковой связи; наличие в составе отряда кинологов, врачей и инженеров по строительным конструкциям;

- наличие прививок и вакцинаций для работы в неблагоприятных регионах;

- знание международных стандартов классификации разрушенных зданий и системы их маркировки.