Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество23 июня 2016 13:30

В лагерь на Белом море, где отдыхают московские школьники, приехали с проверкой после трагедии в Карелии

Корреспонденты "КП" разобрались в ситуации, узнав все точки зрения
Как и предсказывали знатоки, события не заставили себя долго ждать. Фото: Игорь Подгорный/ТАСС

Как и предсказывали знатоки, события не заставили себя долго ждать. Фото: Игорь Подгорный/ТАСС

Трагические события в карельском лагере «Сямозеро» где во время водного похода утонуло 14 детей заставили всех задуматься о безопасности в летних лагерях. Но зная высокий градус административного рвения и страстное желание наших чиновников «держать и не пущать» здравые люди стали опасаться, как бы забота о безопасности не вылилась в компанию по превращению в радиоактивный пепел всех детских лагерей практикующих активный отдых.

Как и предсказывали знатоки, события не заставили себя долго ждать. В Карелии тут же запретили все водные мероприятия в местах детского отдыха вплоть до особого разрешения. А 22 июня сигналы SOS стал подавать лагерь «Золото Белого моря» (расположен на острове Сидорова), куда нагрянули с проверкой сотрудники прокуратуры, местной администрации, МЧС и представитель опеки.

«Друзья у нас ЧП! Час назад на острове за неподчинение органам власти задержан создатель и директор лагеря Денис Орлов, который отказался проводить ночную эвакуацию детей с острова. Нужно оборонять лагерь от произвола чиновников», - такие крики о помощи стали раздаваться в соцсетях со стороны родителей и сотрудников лагеря.

Со своей стороны представители прокуратуры тут же прорубили о разорении «разбойничьего гнезда». В отчете представителей «ока государева» звучали грозные слова: «выявлен нелегальный лагерь», «владельцы осуществили самозахват земли» и «возвели на ней незаконные строения». Мы будем добиваться закрытия лагеря, заверил сотрудник прокуратуры.

Мы связались с инструктором лагеря, куратором смены «Викинги» Владимиром Новоселовым.

- Нас назвали «нелегальный лагерь»? Это неправда, - возмутился Новоселов. - У нас есть официальная лицензия, она зарегистрирована на сайте Ростуризма. Для палаточного лагеря существует простая процедура легализации: по прибытию на место надо уведомить об этом местные власти, органы МЧС и медиков простым звонком. И в МЧС передаются документы со списком участников. Все это, естественно, было сделано, мы здесь работаем уже 14 лет и, кстати, ни одного ЧП за это время у нас не было. Без ложной скромности могу сказать, что мы один из лучших приключенческих лагерей. О самозахвате территории речь может идти, когда на острове стоят какие-то капитальные строения. Нетрудно догадаться, что палатки, в которых живут дети, не являются капитальными строениями. Это разборные конструкции, которые не имеют фундамента, они полностью проходят по разряду туристическая хижина.

- А какой еще состав «преступления» вам вменяли в вину?

- Были претензии к договору с родителями. Якобы он неправильно составлен и не наделяет ответственностью руководителей программ за детей. Но сейчас юристы еще раз посмотрели документ и сказали, что это полный бред и договор правильный. Мы решили перестраховаться на всякий случай и родители оперативно (спасибо им за это большое) оформили доверенности на инструкторов, где возложили на них ответственность за жизнь и здоровье детей. Но на тот момент решения не было. У делегации претензии копились и в какой-то момент они сказали: «Все сворачиваем смену и эвакуируем детей!»

- И как же вы отбивались?

- Было уже 22 часа вечера. Эвакуировать 10-13-летних детей ночью (!) по северному морю (!), когда по всей Карелии запрещено перемещение по воде, это полный бред. При этом, у этих людей не было на руках никакого официального постановления об эвакуации детей. Кроме того, об этой ситуации не были уведомлены родители, а это нарушению юридических норм. Поэтому руководитель лагеря Денис Орлов и другие инструктора просто встали стеной и не допустили эвакуации.

- Правда восторжествовала?

- Тогда комиссия приняла следующее решение: во-первых, она оставила на острове представителя опеки. Во-вторых, разрешила нам продолжать смену до конца. И в третьих, Дениса задержали, по моему, за неповиновение сотрудникам полиции. Но точно сказать сложно, потому что претензии постоянно менялись. И насколько я знаю, когда руководителя лагеря доставили в отделение полиции города Лухи, он давал объяснения по... незаконной вырубке леса. Это тоже глупость, потому что вырубку мы не ведем, а в качестве топлива собираем плавняк - древесину, выброшенную на берег прибоем. Сейчас Дениса отпустили, он находится в гостинице в городе, но связи с ним нет.

- Есть гарантии, что дети, которые находятся в лагере, смогут закончить смену.

- Нам это обещали. Просто так закрыть лагерь они не могут, потому что для этого нужно решение суда. Сложнее сказать, что будет со следующей сменой. Пока мы покупаем билеты, надеемся на лучшее. Родители следующих смен ждут, они все на нашей стороне, помогают нам чем могут, пишут обращения в правительство Карелии... Но все находятся в подвешенном состоянии и мы не знаем, что будет дальше.

- Водные мероприятия теперь запрещены на территории Карелии. Чем теперь занимаются дети - сидят в лагере?

- Нет. Запрет нас не сильно ограничивает, потому что кроме морских походов у нас инструктора владеют другими квалификациями. И программа составлена так, чтобы были и фехтование и обучение морским узлам и пешие туристические маршруты. Остров достаточно большой и, например, квест-игра строится на суше достаточно успешно.

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы знаем, что государственную машину сложно остановить, если она как следует раскочегарилась. Но может быть, чиновникам удастся найти нужную грань, чтобы с одной стороны обеспечить безопасность детей, а с другой - не лишать их интересного отдыха. Ведь подобных лагерей у нас десятки по всей стране и никому не пойдет на пользу если школьники это лето просидят в душных городах.

ЗВОНОК В МЧС

Дети смогут отдыхать дальше

Телефоны Министерства по чрезвычайным ситуациям по республике Карелия уже раскалываются от звонков родителей. Дозвонившихся успокаивают: эвакуации не было и не будет!

- Никакой эвакуации и не предполагалось, - говорит Наталья, психолог МЧС по республике Карелия. - Туда действительно приехали представители региональных служб, но не из-за эвакуации детей, а по другим вопросам. Они выявили ряд нарушений со стороны директора Орлова, но эти нарушения никак не относятся к деятельности данного лагеря. Лагерь как работал, так и будет работать дальше. С директором пока идет разбирательство по другим фактам. Дети в порядке, никого никуда не увозят. Следующие смены будут работать — во всяком случае, никакой информации об их отмене не поступало. В отношении чего проходит разбирательство с директором, я сказать не могу. Но там никакой уголовщины, родители могут не переживать!

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Все детские сплавы в Карелии временно запрещены

После трагедии на Сямозере по всей Карелии начались масштабные проверки. Все активные виды спорта, связанные с водой, строго-настрого запрещены. Похоже, что и лагерь "Золото Белого моря" попал под раздачу:

- Сейчас в Карелии работает комиссия по чрезвычайным ситуациям, - рассказала Галина Степанова, директор Карельского центра детско-юношеского туризма. - Минобрнауки Карелии уже выпустило приказ о запрете на все водные мероприятия до особого распоряжения. Сколько продлится эта ситуация, я не знаю. Остальные палаточные лагеря пока никто не запрещал, и если их директора готовы перестроиться, дети могут участвовать в других программах, например по пешеходному туризму.

Похожие распоряжения начинают поступать и в других регионах. Формально, экстремальные лагеря никто не закрывает, но все походы и сплавы запрещены до тех пор, пока у инструкторов не проверят стаж и квалификацию.

Помимо этого, инструктор должен иметь еще и опыт походов в конкретной местности. Особенно в Карелии, где погода и условия непредсказуемы — теплый летний денек в любую минуту может смениться тяжелым затяжным дождем и бурей.

Алексей Каспржак, директор международного детского центра "Артек":

«Когда мы идем на гору Аю-даг, нас сопровождает конная кинологическая служба МЧС»

А вот как с безопасностью обстоят дела в самом известном детском лагере на пост-советском пространстве:

- Редок день, когда в «Артек» не приходят с проверками! - говорит Алексей Каспржак, директор международного детского центра "Артек". - Но мы вроде бы нашли понимание с теми, кто нас проверяет: это не для того, чтобы закрыть лагерь, а ради того, чтобы сделать лучше. Очень бы хотелось, чтобы даже события последних дней привели к конструктивной помощи и диалогу с соответствующими органами и теми, кто предоставляет такие услуги. Очень легко убить инициативу, но крайне сложно ее обеспечить с точки зрения мер безопасности.

Мы строим свою систему безопасности вместе с МЧС, ГИМС, с пограничниками и спецподразделениями разных силовых структур. Когда мы идем на гору Аю-даг, нас сопровождает конная кинологическая служба МЧС. Если это поход, то у нас есть подразделение по безопасности, и его сотрудник обязательно идет с нами. У него есть все технические средства для безопасности, и выходя на маршрут, у МЧС есть наш график — если что, нас всегда найдут. На море нас сопровождает ГИМС с лодками и профессионалами.

Мы пытаемся интегрировать все это в свою жизнь. Конюшни МЧС находятся на территории Артека, и мы вместе строим программы безопасности. Дети уже собрали и разобрали парочку пожарных машин, они знают, где находятся гидранты. И когда в прошлом году на стройке вспыхнул строительный мусор, дети знали, где что находятся. Вожатые моментально раскрутили гидранты от пяти зданий! Уровень реакции был очень быстрый. И я считаю, что безопасность жизнедеятельности надо строить на реальных примерах.

Ксения КОНЮХОВА