Премия Рунета-2020
Казань
+20°
Boom metrics
Дом. Семья18 марта 2016 14:13

Полицейская «амазонка»: Коня на скаку остановит, бандита с поличным возьмет

Об истории дружбы и службы казанской кавалерист-девицы в погонах и ее норовистого коня впору кино снимать

Фото: Рамиль ГАЛИ

- Думаете, что главное в нашей профессии?

- Главное?

- Да.

- Не знаю.

- Терпение, настойчивость и ...

- Бдительность.

- Ласка. (к/ф «Три плюс два» 1963 г., режиссера Генрих Оганесян)

Цитирую момент из моего любимого фильма нашей героине.

- Это точно про меня и Досю, - улыбается 28-летняя Оксана Сардина – девушка удивительная. Легендарной кавалерист-девице Надежде Дуровой фору даст! Кстати, родом девушка из тех же мест, что и знаменитая предшественница – из Елабуги. Дося – ласковое прозвище ее напарника – 21-летнего мерина породы Русская рысистая по кличке Дилец.

Фото: Рамиль ГАЛИ

ВСАДНИЦА С ПОГОНАМИ

Оксана – не просто жокей на скачках или бравая наездница-любительница. Она – сержант полиции и настоящая кавалерист-девица из элитного подразделения казанской патрульно-постовой службы.

Это другие девочки мечтают о профессии актрисы или манекенщицы, а Оксана с детства хотела попасть в кавалерию. В родной Елабуге с 11 лет занимаясь конным спортом, доросла до второго разряда – барьер в 110 см берет с копытным напарником с лету.

- Дося и выше может – 120 см мы с ним прыгали, - ласково похлопывая по шее коня, с гордостью рассказывает девушка.

Коллеги замечают: Дилец – парень с норовом, характер у него – огонь! Но Оксана, придя на службу в 2008-м, легко нашла с ним общий язык.

- Мне на выбор тогда дали двух коней. Я выехала на Дильце и все. С тех пор мы вместе, - подопечный во все время разговора старается подставить бархатную морду поближе к девушке. В нетерпении взбрыкивает головой. Оксана ласково шепчет: «Все хорошо, Дося. Спокойно».

Фото: Рамиль ГАЛИ

- С ним все с нуля пришлось учить. Он даже жердочку переступать не хотел. Сейчас легко берет барьер, - наездница нежно прикасается ладонью к морде коня. – И сейчас терпение, и настойчивость приходится проявлять. И ласку, конечно. У нас каждое утро с этого начинается. Я прихожу к нему в стойло с чем-нибудь вкусненьким – яблоком, морковкой, кусочком сахара. Говорю ему: «Привет, Дося!»

Фото: Рамиль ГАЛИ

Потом начинается привычная работа: мерина привести в порядок, накормить, вычистить стойло. Тренировка на внутреннем дворе. Но если на улице температура ниже -18, то лишний раз на прогулку не выходят, чтобы не застудить напарника.

ГЕРОИ ГОРОДСКИХ ОКРАИН

Основная служба у кавалерийского батальона проходит с мая по сентябрь, когда на улице уже тепло. Раньше конную пару полицейских (наездники работают только вдвоем и при оружии, поодиночке не ездят. – Ред.) можно было встретить практически в любом районе Казани.

Фото: Рамиль ГАЛИ

Сейчас – только рядом с несколькими крупными озерами на границе города. Здесь всегда полно отдыхающих, так что и присмотр стражей порядка нужен особый. А вот машин, способных напугать лошадь, наоборот мало.

Поэтому в теплое время года после утренних процедур кавалеристы заводят напарников в коневозки и едут с ними на другой конец города – патрулировать окрестности озер.

Любопытный факт: на мою просьбу рассказать о каком-нибудь героическом поступке, Оксана и ее коллеги призадумались.

- Да не было ничего такого. Полицейского-кавалериста, видимо, больше боятся - не хулиганят при нас, - объясняют заминку стражи порядка. – Уважают.

Самый большой ажиотаж появление конной пары вызывает среди детей. Ребятня готова сломя голову мчаться, чтобы погладить бархатную лошадиную морду. Кто-то норовит угостить меринов чем-нибудь вкусненьким.

- Чаще, конечно, спрашивают сначала: «Можно ли?» Но бывают, когда прямо под копыта лезут. Тут уж стараешься особо внимательно контролировать ситуацию, - говорит Оксана.

«САЧКОВАТЬ»? ЭТО НЕ ПРО НАС!»

В батальоне о Дильце и его напарнице всегда рассказывают с гордостью.

- Оксана его Досей ласково зовет. Какой же он Дося? Он – Достойный! – объясняет «Комсомолке» командир отдельного батальона ППСП УМВД России по Казани полковник полиции Михаил Тюрин. – Есть у нас в конюшне любители от «работы» отлынивать. Но Дилец никогда от службы не «косит»!

В этом, кстати, немалая заслуга его наездницы. Друг друга Оксана и Дилец за восемь лет работы в паре научились понимать без слов.

- Смотришь, ушки навострил, ногами переступает беспокойно. Значит, и самой стоит приготовиться к любой неожиданности, - говорит девушка. – Лошади же все чувствуют.

РЕВНОСТЬ К КОТУ

Фото: Рамиль ГАЛИ

Оксана берет на руки давно прибившегося к конюшне кота, почесывает его за ушком. Дилец обиженно уходит в дальний угол стойла и поворачивается к «изменнице» хвостом.

- Ревнует, - кивает на него наездница и ласково зовет: - Дося, ну не дуйся. Дося, иди сюда.

- Как же он без вас, пока вы в отпуске? Не обижается, что бросили? – ахаю, глядя на хвостатого «Отелло».

- Он без меня спокойно три года обходился, пока я в декрете была, - улыбается в ответ Оксана. – Вернулась, как и не разлучались вовсе.

Кстати, детишек у Оксаны двое – мальчик и девочка. К маме на работу ходить обожают, от лошадей в восторге, а норовистого Дильца не боятся ни капли. Но по ее стопам идти не торопятся. Сын хочет стать пожарным, а дочка – кассиром в магазине со сладостями.

- Это будет их выбор. Я свой в 19 лет сделала, когда решила служить в полиции и уехала в Казань, - признается Оксана. - У меня ведь самая обычная семья. Папа – строитель, мама на местном заводе всю жизнь проработала. Никто из родственников в полиции не служил. Я – первая.

Работать с Дильцом в паре девушка надеется еще долго. Хотя срок службы в «органах» у лошадей всего 18-20 лет. В полицию они попадают резвыми четырехлетками, а состарившись, отправляются на списание.

Обычно коней-«пенсионеров» выкупают в деревни. Но о неминуемой разлуке с другом и напарником Оксана пока не думает. Наоборот, строит планы на будущий сезон и усиленно тренирует любимого Досю.

КСТАТИ

В мужской компании

На весь Татарстан в кавалерийском батальоне служат лишь пять «амазонок»-полицейских. Но скидок на «слабый» пол им не делают – все наравне с мужчинами: и физическая подготовка, и стрельба, и тренировки на лошадях.

Оксана объясняет, что самое главное в их работе – это выдержка и целеустремленность:

- Упал. Встал и пошел дальше, - так воспитывают и самих себя и подопечных в конном батальоне.

Впрочем, коллеги дам признают: кони в женских руках ведут себя покорнее. Возможно, это потому, что в подразделении сплошь мерины. 14 «парней». Кобылок нет. Иначе с дисциплиной можно тут же покончить.

- Появись только кобылка в дверях, - показывает рукой на дальний выход из конюшни Михаил Тюрин, - Кони сразу двери повышибают. Потому и служат у нас одни жеребцы.