Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество24 ноября 2014 11:09

Благотворительность как издевка

Наш колумнист рассказывает печальную историю о том, как одна аптечная сеть решила подарить сиротам памперсы
Наш колумнист рассказывает печальную историю о том, как одна аптечная сеть решила подарить сиротам памперсы

Наш колумнист рассказывает печальную историю о том, как одна аптечная сеть решила подарить сиротам памперсы

Фото: Евгения ГУСЕВА

Одна большая и хорошая российская аптечная сеть решила отдать сиротам 1200 пачек памперсов.

Была ли это идея владельцев сети или инициатива директора по маркетингу история умалчивает.

Да это и не важно: подарить такое количество средств гигиены младенцам, у которых нет папы и мамы – дело, безусловно и абсолютно, благое.

Но была тут одна загвоздка - остатки памперсов были раскиданы по всей огромной аптечной сети Москвы и Московской области и собирать их по одной пачке было всё равно, что наперстком воду из колодца таскать.

Но не оскудела российская земля героями - нашлась команда добровольцев, много лет помогающих сиротам, которые ради обездоленных детей готовы были это сделать. Причем, в свои законные выходные субботу и воскресенье. Потому что с понедельника по пятницу они работают, чтоб заработать на кусок хлеба для своих собственных детей.

Координатор и основатель этого проекта, такой же доброволец, как и все, два дня переписывался и перезванивался с активистами, у которых были машины - ведь несколько десятков упаковок памперсов в авоське не унесешь. Нужно было выяснить, кто и когда может, кому какой район выделить. Нужно было прописать подробную инструкцию, а также выдать каждому участнику документы на получение. Бухгалтер (единственный человек в команде, который получает заработную плату) потратила два своих рабочих дня на то, чтоб сгруппировать список из 850 позиций по двумстам аптекам, найти эти аптеки на карте, распределить всё это по районам. К вечеру пятницы всё было готово.

Координатор, привыкший доводить управление процессами до абсолюта, искренне полагал, что вокруг все такие же, и добровольцу понадобится всего лишь 5 минут, чтоб забрать уже подготовленные сотрудниками аптеки памперсы. Таким образом, человек пятнадцать добровольцев смогут собрать все памперсы из двухсот аптек за один выходной день. Вот почему не возникло идеи подключить 150, а не 15 добровольцев. Людей нужно беречь.

Один из добровольцев начал собирать памперсы уже в пятницу вечером. И тут выяснилось, что вместо 5 минут нужно намного, намного больше! Сотрудники аптек оказались не совсем готовы к акции. Некоторые просто ничего не знали.

"Наверное, это случайность" - подумал координатор, "Завтра всё будет по-другому".

Ведь директор по маркетингу большой и хорошей аптечной сети поставил в известность всех причастных сотрудников, и еще за день до этого написал, что "Уже идут рапорты об исполнении - подгузники откладывают в карантин".

Утро субботы началось со звонка другого добровольца, которому не выдали памперсы. Он был искренне возмущен. Девушка в маленьком аптечном киоске ничего про акцию не знала, найти памперсы в списке, который был у добровольца, не могла, звонить начальству отказывалась. Координатор тут же стал звонить директору по маркетингу "большой и хорошей аптечной сети", который, вообще-то, и предложил такую благотворительность: "сейчас появилась возможность помочь вам от имени компании. Я готов предоставить вам безвозмездно 1300 упаковок одноразовых подгузников и трусиков Хаггис. Продукция будет снабжена необходимыми документами и чеком на продажу с суммой 0 рублей. Обязательным условием работы является самовывоз. Подгузники находятся на остатках в аптеках"...

Директор звонок сбросил (ну, выходной день же, что вы, в конце концов!), и прислал сообщение, чтоб писали на почту или слали СМС. Пока шел обмен СМС, доброволец заехал уже в другую аптеку - там тоже никто ничего не знал, но аптека была больше, сотрудников было несколько человек, доброволец был настойчив, и они позвонили заведующей. Заведующая сразу стала кричать в трубку, что её зря беспокоят в субботу. Доброволец, человек, обремененный собственным бизнесом, семьей и детьми, решивший пожертвовать своим выходным ради сирот, ответил ей соответственно. "Благотворительная акция" "большой и хорошей аптечной сети" переставала быть томной.

Вообще-то, директор по маркетингу выражал в переписке пожелание "Было бы идеально визуализировать передачу - сделать какие-то фото".

Если развёрнуто: "нужно фото для нашего внутреннего пиара и поднятия морального духа наших бойцов. Можно сделать фото как мы друг другу передаем документы или вы передаете мне благодарственное письмо для учредителей. И несколько фото погрузка/разгрузка в центре куда все передадите. Я хочу сделать как сериал для наших сотрудников: а) сегодня они узнали, что делаем вклад. б) завтра во внутренних новостях увидели, что мы обмениваемся документами. в) послезавтра (условно) - видят как подгузники уже разгружаются в детских домах. Хочу чтобы гордились работой в компании".

Наверное, фотографии процесса общения добровольца с аптекарями не отразили бы всей гаммы эмоций, а вот видео- или аудиозапись стала бы хитом в интернете.

Как ни странно, но памперсы добровольцу в этой аптеке все-таки выдали. Однако найти в себе моральные силы продолжить доброе дело в том же ключе он уже не смог.

Координатор, слегка изумлённый таким уровнем организации акции со стороны сотрудников "большой и хорошей аптечной сети", срочно стал связываться с остальными добровольцами, чтоб, в случае чего, дать отбой. Координатор, человек глубоко циничный, был убеждён, что никакие добрые дела не стоят того, чтобы людей унижали.

Однако большинство добровольцев продемонстрировали стоицизм и продолжили объезжать аптеки, несмотря на то, что где-то их заставляли ждать по 45 минут, где-то вообще смотрели волком и рекомендовали приходить в будни. То есть, в части случаев персонал аптек воспринимал их, как попрошаек и всячески демонстрировал своё пренебрежение. Не все смогли вынести такое. В течение субботы еще пара добровольцев сошли с дистанции.

Директор по маркетингу "большой и хорошей аптечной сети", которому тем временем координатор написал большое и душевное развернутое письмо, ответил СМС, что "я сделал повторную рассылку сотрудникам", и "Будут проблемы - пусть пишут СМС менеджеру Марку, он решит". На вопрос координатора "Они что, будут стоя в аптеке, обмениваться СМС-ками с менеджером?", и "кто в субботу будет читать эту рассылку?" ответ был:

"Это единственное, что могу предложить. Если не подходит - спасибо".

Учитесь, друзья, как нужно культурно посылать на три буквы. Теперь вы поняли, за что менеджерам такого уровня платят по 300 000 рублей в месяц?

Суббота подходила к концу, но координатор, который планировал тоже собрать памперсы в аптеках своего района, так и не выбрался из дома. Весь день прошел в переписках, созвонах, рассылках СМС. От некоторых добровольцев поступили сообщения, что часть упаковок с памперсами просрочены. Ну, что вы хотели? Для сирот и такое сойдет.

Вообще-то, просроченные памперсы продавать нельзя. И даже дарить сиротам нельзя. Их нужно утилизировать. Но менеджмент компании нашел другое замечательное решение! Вместо расходов на утилизацию провести памперсы, (некоторые произведены в 2007-м году) как благотворительность, получить «внутренний пиар» (а также и внешний – ведь благодарственное письмо «за оказанную помощь» будет вывешено на сайте компании), и, вероятно, в каких-то проводках списать на это дело 350 000 рублей. Про 350 000 рублей – это отнюдь не фантазии автора, это цитата из письма директора по маркетингу добровольцам команды.

Дословно: "Я найду куда потратить 350 000 рублей. Торты сотрудникам аптек куплю- Отличный информационный повод для внутреннего пиара. Это поднимет настроение нашим сотрудникам быстрее, чем помощь детям, которую нельзя пощупать".

Невероятно интересно, о каких 350 000 рублей идет речь? Уменьшат ли они налогооблагаемую базу?

Тут нужно сказать несколько слов о тех, кто потратил два своих выходных дня, искренне надеясь на то, что это принесет помощь обездоленным детям. У нас, в России, зачастую превратное представление о добровольцах, как о людях "не от мира сего", "блаженных". Конечно, в нашей стране человек, который искренне и бескорыстно хочет помочь другим, вызывает недоумение.

Так вот, кто два дня ездил по аптекам, пытаясь получить так щедро обещанные "одной большой и хорошей аптечной сетью" памперсы:

юрист крупной компании, компьютерщик крупного банка, топ-менеджер электроэнергетической компании, руководитель юридического отдела крупного банка, главный инженер крупной компании, владелец компании кожгалантерейных изделий, руководитель ивент-агентства.

Все эти люди много лет являются не только добровольцами, но и жертвователями, т.е. помогают не только руками, транспортом, но и своими собственными деньгами. Все они могли легко скинуться и купить предложенное количество памперсов. Обошлось бы это намного дешевле - и по деньгам, и по времени. По деньгам - потому что оптовая цена раза в два ниже, чем их "оценил" директор по маркетингу. А по времени - если перевести в деньги стоимость потраченного времени, то хватило бы на 2000 упаковок. А собрать удалось только 350.

Почему же они откликнулись и пытались собрать памперсы? На этот вопрос ответил один из участников: "понимаешь, деньги у всех разные, у кого-то много, у кого-то мало, а вот время у всех - одно. И когда ты отдаёшь сиротам своё время, ты отдаёшь самое дорогое".

Ну вот. А "большая и хорошая аптечная сеть", годовой оборот которой составляет около 90 миллиардов рублей, отняла это время. Не у дяденек и тётенек. У сирот.